Томас Гоббс (1588-1679).
Отец его был скромный сельский священник, мать происходила из простой крестьянской семью. Однако волею судьбы Гоббс был приближен к знатным семьям, что позволило ему реализовать свои научные способности и в то же время сказалось на соц.-полит. взглядах мыслителя.
Главные и наиболее известные произведения Гоббса – это «Левиафан» -апология абсолютной власти государства. (библейское чудовище из книги Иова) и «Основы философии», состоящие из трех книг. Первой вышла книга «О гражданине». Затем «О теле» и последней «О человеке». Граждане должны повиноваться верховной власти – Гоббс хотел прекращения смуты.
Характеризуя философские взгляды Гоббса отметим следующее: если у Бэкона философия своим предметом имеет Бога, природу и человека, то у Гоббса философия – это учение о теле. Философия разделяется на две части: о теле и о государстве. Цель философии, кот. д.б. научнойц – преумножение жизненных благ.
Методология Гоббса с одной стороны опирается на идеи основоположника эмпирико-индуктивного метода – Бэкона, а с др. – на дедуктивно-рационалистический метод Декарта, взгляды которого мы рассмотрим позже. Образцом строгого и достоверного знания у Гоббса выступает геометрия. Гоббс считал, что разложение тел д.б. не на «простые свойства» (плотность, теплота) как у Бэкона, а на «бескачественные» элементы – линии, плоскости, фигуры, движение. Т.е. все может быть сведено к геометрическим и механическим свойствам.
Учение о теле – сердцевина философии природы Гоббса. Материальность им сводится к протяженности (а все др. качества материи не рассматриваются, как бы исключаются). В своем учении о теле Гоббс выступает как номиналист – поэтому для него «общая материя» не более чем имя. Механицизм Гоббса становится очевидным из такого его положения: «Причина движения какого-либо тела может заключаться только в непосредственно соприкасающемся с ним и движущемся теле». Для него природа, животные – это сложные механизмы. Механицизм присущ и гносеологии Гоббса. Схоласты в свое время считали, что некие «идолы»(образы) истекают от всех предметов и служат источником ощущений. А передовые деятели науки 17 в. приписывали реальное существование лишь некоторым механико-математитческим качествам (величитне, форме, движению). Разделение чувственных качеств на объективные и субъективные восходит к Демокриту – холодное, сладкое существуют лишь в общем мнении, а в реальности лишь атомы различающиеся по форме, величине и порядку.Для Гоббса, например, харктерно такое механическое по своей сути представление, сгласно которому ощущение образуется посредством внешнего давления и давления ответного.
Теория познания Гоббса – это сочетание сенсуализма и рационализма. Так он говорит, что «первое начало всякого знания – образы восприятий и воображения». Но в то же время понимает, что чувственное познание дает лишь знание факта, тогда как наука «есть знание связей и зависимостей фактов». Чувственный опыт всегда неполон и не позволяет прийти к установлению «всеобщих положений». Если попытаться выделить главное в его учении о человеке, то следует отметить, что корнями этого учения были: с одной стороны все тот же механицизм, а с другой представления об естественном праве зародившиеся еще в античности. Естественное право – это те права, которые изначально присущи природе человека (природа человека понималась вне исторически – как некая духовно-природная основа). На основе своего естественно правового и механического подхода Гоббс выводит положение о том, что «люди равны от природы», и о том, что воля человека обусловлена и детерминирована как и любая др. вещь – каждое действие имеет причину и никаких случайностей нет.
Гоббс известен как один из основоположников теории «Общественного договора». Суть её можно передать так: «… люди от природы подвержены жадности, страху, гневу и остальным животным страстям». Каждый является врагом каждого, полагаясь только на собственную силу. В естественном состоянии действует лишь естественное право, позволяющее человеку «делать все, что ему угодно и против кого угодно». Это приводит к «войне всех против всех». В естественном состоянии нет места трудолюбию, так как никому не гарантированы плоды его труда и даже собственная безопасность. Принцип самосохранения, которым руководствуются люди в своей жизни приходит в противоречие с вседозволенностью естественного состояния.Чувства и разум диктуют людям необходимость отказа от естественного состояния и перехода к гражданскому обществу, которое отождествляется Гоббсом с государством. Люди заключают «Общественный договор» и естественное право уступает место естественному закону. Отметим,что подданные заключают договор не с сувереном, а между собой и важнейшим следствием этого соглашения является отказ подданных от своих прав (за исключением права самозащиты). Сам естественный закон не есть результат соглашения людей, а предписание человеческого разума. Страх смерти, желание сделать жизнь приятной – эти чувства склоняют людей к миру. Естественные законы могут быть превращены из возможности в реальность только в гражданском обществе. Первый естественный закон гласит: «Нужно искать мир всюду, где можно его достичь; там же, где мира достичь невозможно, нужно искать помощи для ведения войны» Второй – « …право всех на все невозможно сохранить, необходимо или перенести на других некоторые права, или отказаться от них». Все естественные законы он сводит к золотому правилу нравственности – не делай другим того, чего не желаешь для себя. Гоббс освобождал мораль от религиозной санкции и подчинял ее авторитету государственной власти.
Гоббс жил во время смут и волнений (революция и гражданские войны). Вполне естественно, что он хотел прекращения смуты и установления прочной сильной власти. Поэтому в своем политико-философском учении он наделял государство неограниченной абсолютной властью. Государство предписывает правила экономики и осуществляет контроль за умами: в частности за тем, чтобы не получали распространения мнения и учения, противодействующие миру и согласию.
По Гоббсу, неправильных форм правления не существует. Он отдает предпочтение монархии, но всякая власть хороша, если она абсолютна.(он не столько сторонник абсолютной монархии, сколько абсолютизма вообще).
В своих религиозных взглядах Гоббс не был достаточно последователен. Он отвергал божественную природу религии и врожденность идеи Бога. Пытался найти гносеологические и психологические корни религии (например, желание найти причины явлений; чувство страха). Считал, что Бог есть «естественное тело» и духи телесны. По мнению Гоббса, напомню, ничего бестелесного не существует и мышление нельзя отрывать от материии, которая мыслит. Можно сказать, что Гоббс обожествлял государство и порядок. «В христианских государствах, полагал он, суждения как о светских, так и о духовных делах принадлежат гражданской власти». Религия же нужна для подчинения людей законам, склонение к миру, милосердию и гражданскому общежитию».